———————————————————
———————————————————
Энциклопедия:
Dior
———————————————————
———————————————————
Энциклопедия: Dior
Сегодня, 14 февраля, сервис Apple TV+ выпускает первый эпизод The New Look («Новый взгляд») — драматического сериала о молодом Кристиане Диоре и его современниках на фоне Второй мировой войны. Подробный разбор работы художников по костюмам впереди, а пока советуем ознакомиться с нашей энциклопедией дома Dior — чтобы приступить к просмотру сериала со знанием дела.
Текст:
Анастасия Ворошкевич
Эстетика бренда Christian Dior была созвучна слову «женственность» с самого момента основания модного дома: созданный после Второй мировой войны культовый образ New Look позволял дамам примерить вместе с нарядом романтичный образ женщины-цветка. За время существования дома менялось многое. Сегодня, спустя семьдесят лет после первого показа Christian Dior, когда коллекции бренда включают футболки с призывом We Should All Be Feminist, становится очевидно, что все это время Dior подстраивался под современное понимание женственности.
Креативные директора
1946–1957
1946–1957
КРИСТИАН ДИОР
КРИСТИАН ДИОР
Французский дизайнер, чье имя сегодня известно без преувеличения всему миру, начал заниматься дизайном одежды по стечению обстоятельств: когда ему пришлось содержать семью, он по совету друзей начал продавать свои рисунки и эскизы. Некоторое время спустя его талант был оценен известным дизайнером Люсьеном Лелонгом: Диор начал работать в его модном доме в 1941 году. Лишь в 1946 году, после войны, Кристиан Диор смог открыть дом моды под собственным именем, не являясь при этом владельцем: он всегда оставался наемным модельером, тогда как само предприятие принадлежало инвестору Марселю Буссаку.
1957–1960
ИВ СЕН-ЛОРАН
1957–1960
ИВ СЕН-ЛОРАН
Начав работать в Dior в 1953 году, Ив Сен-Лоран сумел обратить на себя внимание Кристиана Диора, который в 1955 году назначил его своим ассистентом. Еще два года спустя, перед самой смертью от сердечного приступа в возрасте 52 лет, Диор назовет его своим преемником. Так, в 1958 году 21-летний ассистент представил свою первую коллекцию для Dior, известные «Трапеции», а уже в 1960 году — последнюю. Инвесторы дома Dior посчитали стиль молодого дизайнера слишком авангардным, и под предлогом призыва на военную службу Сен-Лоран вынужденно покинул пост.
1960–1989
МАРК БОАН
1960–1989
МАРК БОАН
Проработавший на посту креативного директора Christian Dior без малого три десятилетия Марк Боан успел кардинально перекроить стиль марки, сформулировав ее идею как «одежду для реальных женщин». И если первое время легкость и простота линий принимались на ура (в эти годы клиентками модного дома были Грейс Келли, Миа Фэрроу и Марлен Дитрих), то после эта стратегия привела к тому, что интерес к марке стал угасать, а на показах Dior не собирал и половины зала. Бернар Арно, заполучивший бренд в 1985 году, понимал необходимость изменений. Боан покинул компанию в 1989 году, и ему было обещано руководство фондом Christian Dior (который, однако, так никогда и не появился).
1989–1996
Джанфранко Ферре
1989–1996
Джанфранко Ферре
Джанфранко Ферре согласился стать креативным директором Christian Dior не сразу: в первый раз эту должность ему предлагали в 1986 году, но тогда он ответил отказом. В 1989 году он занял пост дизайнера Christian Dior и представил коллекцию, ознаменовавшую возвращение стиля Диора. В период работы в Christian Dior Ферре получил награду «Золотой наперсток», став первым ее обладателем-итальянцем. В 1996 году появились слухи, что Ферре покинет Christian Dior. Они оказались правдивы: вскоре дизайнер ушел из компании, чтобы, по официальной версии, сконцентрироваться на работе собственного бренда.
1996–2011
Джон Гальяно
1996–2011
Джон Гальяно
Молодой британец Джон Гальяно своей первой коллекцией Misia Diva показал, что с его приходом дизайн Christian Dior станет ярче. Гальяно превратил дефиле в театрализованные представления: «Он думает о показах так же, как Спилберг думает о кино», — писала о нем The Guardian. В годы работы в Christian Dior Гальяно основал и собственный бренд, из-за чего впоследствии он создавал по 12 коллекций в год. Наркотическая и алкогольная зависимость привели к шокирующим антисемитским высказываниям в кафе La Perle в феврале 2011 года. После них Christian Dior со скандалом уволил Джона Гальяно с поста креативного директора Christian Dior.
2011–2012
Билл Гейтен
2011–2012
Билл Гейтен
После ухода Гальяно команду дизайнеров марки временно занял его заместитель Билл Гейтен. Несмотря на то, что он был знаком с Джоном Гальяно около тридцати лет, а семнадцать из них являлся его правой рукой, Гейтен перестал общаться со своим бывшим боссом сразу после скандала. Первая собственная коллекция Гейтена была встречена негативно из-за очевидного сходства со стилем Гальяно, последующие — прохладно, в том числе по причине чрезмерного использования прозрачных материалов.
2012–2015
Раф Симонс
2012–2015
Раф Симонс
В конце 2011 года, 13 декабря, было объявлено имя нового креативного директора дома Dior: им стал Раф Симонс, создавший ранее минималистские коллекции для Jil Sander. Полная противоположность Джону Гальяно, Симонс выпускал сдержанные коллекции, в которых делал ставку на современные линейные силуэты. За три с половиной года его креативного руководства домом продажи Christian Dior выросли на 60 %. Однако плотный рабочий график (Симонс создавал коллекции для Dior и собственного бренда) заставил его отказаться от почетной должности и уволиться в 2015 году.
10.2015–07.2016
Креативная команда дома во главе с дизайнерами Люси Мейер и Сержем Руфье
После ухода Рафа Симонса в октябре 2015 года коллекции создавала команда модного дома под руководством Люси Мейер и Сержа Руфье (официально они не являлись креативными директорами). Осторожный дизайн и развитие ранее существовавших идей стали главными характеристиками коллекций, выпущенных с октября 2015 по июль 2016 года, когда руководство бренда искало нового креативного директора.
с 2016
Мария Грация Кьюри
В июле 2016 года на должность креативного директора Christian Dior была назначена Мария Грация Кьюри, работавшая ранее в Valentino. Она стала первой женщиной на этом посту за всю семидесятилетнюю историю бренда. В уже показанных коллекциях Кьюри сделала акцент на повседневность, нацелившись на молодую аудиторию.
Главные силуэты
Жакет Bar
Главный символ Christian Dior, образ нью-лук (объемная юбка ниже колена, тонкая талия и подчеркнутая линия груди) получил свое название с легкой руки главного редактора Harper’s Bazaar Кармель Сноу, cказавшей, что платья «выглядят по-новому». По задумке самого Кристиана Диора, данный силуэт назывался Corolle, и в его честь он и назвал коллекцию (Диор создавал новый ключевой силуэт почти каждый сезон, и названия коллекций, как правило, этот силуэт и отражали).
В своей дебютной коллекции для дома Christian Dior молодой Ив Сен-Лоран представил силуэт «Трапеция». Короткие трапециевидные платья освобождают тело, оставляя при этом впечатление изящества, присущего нарядам Dior. Успех новой коллекции привел к росту объема продаж дома на 35%.
Первая коллекция следующего преемника Кристиана Диора — Марка Боана — также представит клиентам дома новый силуэт: мягкие по форме элегантные платья, легкие юбки и простота. Боан превратил New Look в Slim Look, представив женственную и удобную в ношении одежду.
Представленный на дебютном показе 12 февраля 1947 года жакет Bar стал главным символом первой коллекции Christian Dior: шелковый, цвета слоновой кости, облегающий, подчеркивающий талию и бедра баской, а также разворачивающий и распрямляющий женские плечи структурным кроем, он представлял собой квинтэссенцию образа New Look. Позднее жакет Bar будут по-своему интерпретировать все креативные директора дома Christian Dior. Ив-Сен Лоран встраивал его в вечерние платья, добавляя в их крой знаменитую баску и другие элементы жакета. Марк Боан создавал расслабленную версию Bar с более мягкими и плавными линиями кроя. Джон Гальяно не ограничивался сложной формой, представляя жакет Bar в ярких цветах и дополняя колоритными вышивками. Рафа Симонса вдохновляла архитектурность линий жакета: используя в качестве основы лекала Bar, он конструировал кашемировые пальто, смокинги, платья. В коллекциях Марии Грации Кьюри жакет Bar опять стремится к повседневности: на ее первом показе знаковый жакет, который снова обрел плавные линии и мягкость, надет поверх простой белой футболки с надписью Dio(R)evolution.
Скандалы
Несмотря на то что представленная 12 февраля 1947 года коллекция и создала «новый образ» моды, эта революция не была принята всеми. Вторая половина 1940-х была суровой: Европа еще лежала в развалинах, ужасы военного времени не были забыты. Именно поэтому использование Диором большого количества дорогих тканей для создания пышных юбок казалось, мягко говоря, несвоевременным. При этом Диор вернул все то, что было забыто во время войны: закрыл ноги девушек теми самыми пышными юбками, а талию сжал в тесных корсетах. Именно это и возмутило американских активисток феминизма, создавших движение The Little Below the Knee Club. Протестные движения, организованные во время приезда Кристиана Диора в США, однако, только подстегнули интерес покупателей и прессы. Благодаря этому открытие бутика Dior в США освещалось всеми главными СМИ.
Безусловно, самым громким скандалом за всю историю Christian Dior стали антисемитские и расистские высказывания Джона Гальяно. Дизайнер, находясь в состоянии алкогольного опьянения, пожелал смерти всем евреям и признался в любви к Гитлеру. Публикация видеозаписи, где он говорит двум посетительницам парижского кафе La Perle: «Люди как вы должны умереть. Ваши мамы, предки — всех бы в газовые камеры», привела к немедленному увольнению Гальяно из Christian Dior. «Я осуждаю заявления, сделанные Джоном Гальяно, которые находятся в полном противоречии с ценностями дома Christian Dior», — заявил тогда президент и генеральный директор Dior Сидни Толедано. Позже, спустя два года, давая журналу Vanity Fair первое интервью после скандала, Джон Гальяно сказал: «Эти слова — самое отвратительное, что я произнес в своей жизни, но я не имел этого в виду... Я пытался понять, почему моя агрессия была направлена именно на евреев. И сейчас я осознал, что был настолько зол и недоволен самим собой, что просто выдал самую ужасную фразу из всех, что только мог сказать».
Коды Dior
УЗОР DIOR CANNAGE
Декоративная строчка сумки Lady Dior была позаимствована у стульев в стиле Наполеона III, на которых сидели гости первого показа Christian Dior.
DIOR GREY
Глубокий оттенок серого, впервые появившийся на фоновой ткани для первого показа, стал важной частью эстетики дома. Позднее в своей книге The Little Dictionary of Fashion Кристиан Диор определил серый цвет как «самый удобный, универсальный и элегантный из нейтральных оттенков».
CАДЫ DIOR
Тонкое чувство прекрасного у Кристиана Диора было воспитано в Нормандии: на родительской вилле на берегу моря в Гранвиле, окруженной садом. Там и зародились основы будущей эстетики Диора. Идея женщины-цветка превратилась в образ New Look, однако сад как источник вдохновения не исчерпал себя. Кристиан не только любовался цветами, но и обладал садоводческими навыками: после очередного показа он каждый сезон устраивал себе небольшие каникулы, работая в саду. Сегодня «cады Dior» появляются и в коллекциях, и в рекламных кампаниях бренда.
ЛАНДЫШИ
«Ароматное выражение моей души» — так Кристиан Диор описывал запах Diorissimo. В основе аромата — свежесть ландышей. Любимый цветок Диора стал важной частью производственного процесса: дизайнер верил в удачу, которую приносит ему ландыш, и поэтому в ночь накануне показа он собственноручно вшивал веточки цветка в складки платья.
БУТОНЫ
Цветочные мотивы дома, однако, не ограничиваются садами и ландышами. Образ раскрывающегося бутона использовался при создании коллекций одежды, украшений, флаконов духов и даже зданий. Так, распускающийся бутон был взят за основу архитектурной концепции здания нового бутика Dior в Сеуле, открытого в 2015 году.
Музей
Christian Dior Museum, Гранвиль, Нормандия
Главный музей Кристиана Диора расположился в Нормандии, в городе Гранвиле. Построенная в конце XIX века Villa les Rhumbs перешла к семье Диор в 1905 году. Здесь и родился будущий знаменитый модельер. В буржуазном особняке, окруженном садом, прошло детство Кристиана Диора, однако дом стал одной из первых жертв разорения семьи вследствие кризиса 1929 года. Виллу выкупила администрация города, а сад превратился в общественный парк. Только в 1997 году в доме открылся Музей Диора: сегодня там восстановлены интерьеры семьи Диор, представлены некоторые личные вещи дизайнера, а также постоянно проводятся ретроспективные выставки бренда.
Книги
За годы работы Кристиан Диор написал две книги: «Словарь моды Кристиана Диора» и автобиографию «Диор о Dior» (The Little Dictionary of Fashion и Dior by Dior). Первая дает представление об источниках вдохновения и главных основах эстетики Кристиана Диора. Вторая, автобиография, рассказывает о производственном процессе дома и нелегкой жизни человека-бренда: разница между человеком Кристианом Диором и модельером дома Christian Dior подчеркивается дизайнером на протяжении всей книги.
Для книги Dior: New Couture издательства Rizzoli фотограф Патрик Демаршелье снял в эстетике Рафа Симонса самые известные платья Haute Couture за все время существования Christian Dior.
Книга комиксов Girl in Dior рассказывает о дебютном показе Christian Dior через историю о девушке-журналистке по имени Кристина, которая по случайному стечению обстоятельств становится моделью. Автором и иллюстратором стала Анни Гетцингер, делавшая иллюстрации и карикатуры для Le Monde.
О том, как тесно связаны между собой платья Dior и искусство эпохи импрессионизма, можно было узнать на ретроспективной выставке Dior Impressions. К счастью для тех, кто не попал на выставку, арт-куратор и историк моды Флоранс Мюллер подготовила издание, рассказывающее о влиянии искусства Ренуара, Моне, Мане и Дега на творчество Кристиана Диора.
Музы
кристиан Диор
ив сен-Лоран
марк Боан
ДЖАНФРАНКО Ферре
МАРИЯ ГРАЦИЯ КЬЮРИ
джон Гальяно
раф Симонс
Ароматы
Парфюмерный бизнес Christian Dior — немаловажная часть предприятия, функционирующая не только для получения дополнительной прибыли, но и с целью популяризации образа модного дома. Сразу после приобретения Бернаром Арно дома Christian Dior стратегия парфюмерного направления значительно изменилась. Так, если за первые сорок лет существования было создано двенадцать ароматов — по одному раз в три-четыре года, включая Miss Dior, Diorissimo, Diorella и Eau Fraîche, — то за двадцать лет с момента приобретения Арно Christian Dior выпустил на рынок более тридцати новинок. Ко многим из них выпускались фланкеры (обновленные вариации основного аромата): к примеру, созданный в 1985 году Poison был дополнен вариантом Tendre Poison в 1994 году, Hypnotic Poison в 1998 году, Pure Poison в 2004 году и многими другими — заканчивая поступившим в продажу в начале этого года Poison Girl. Рено де Лескен, президент североамериканского офиса Christian Dior, признался изданию WWD, что они специально создали флакон меньшего объема (30 мл), чтобы ценой $60 привлечь более молодую аудиторию. Подобная стратегия приносит свои плоды: согласно отчету LVMH, в 2016 году продажи ароматов Christian Dior выросли во всех регионах благодаря «международному успеху парфюма Sauvage и жизнеспособности культовых J’adore и Miss Dior».
Цитаты Кристиана Диора
НАСТОЯЩАЯ ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА БЫТЬ КАПРИЗНОЙ.
Моя мечта — спасти женщин от природы.
Женщины наиболее привлекательны в возрасте от тридцати пяти до сорока. А так как лишь немногие женщины выходят из сорокалетнего возраста, пик привлекательности может длиться вечно.
Каждый съеденный кусок остается во рту две минуты, два часа в животе и два месяца на бедрах.
Красота без своеобразия не радует глаз.
Dior в поп-культуре
Дженнифер Лоуренс
В ноябре 2012 года, когда было объявлено, что 23-летняя Дженифер Лоуренс станет новым, самым молодым лицом Dior, актриса была известна лишь благодаря роли в голливудском блокбастере «Голодные игры». Руководство модного дома не скрывало, что пытается таким образом привлечь более молодую аудиторию. И поэтому Лоуренс, для которой подобное сотрудничество стало первым в карьере, прощали все «ошибки молодости». Так, несмотря на скандал с ее «голыми» фотографиями, появившимися в интернете, и признание на одном из ток-шоу в том, что в рекламной кампании Dior она не похожа на саму себя из-за фотошопа, актриса до сих пор является лицом бренда.
Шарлиз Терон
В 2004 году вышел первый рекламный ролик духов J’adore Dior, для которого Шарлиз Терон полностью разделась: ее тело обволакивала только вуаль, символизирующая аромат. Сотрудничество бренда с актрисой оказалось настолько удачным, что Шарлиз Терон является лицом аромата и по сей день.
Рианна
«Первая темнокожая муза Dior», — сообщали заголовки СМИ в марте 2015 года, когда стало известно, что креативный директор бренда Раф Симонс пригласил Рианну стать амбассадором бренда. Примечательно, что помимо съемок в рекламных кампаниях и появлений на красных дорожках певица создала и коллекцию солнцезащитных очков для дома Dior.
Принцесса Диана
Появление экс-принцессы Дианы Спенсер на гала-вечере Метрополитен-музея в 1996 году стало одним из ее самых известных выходов в свет: выбрать атласное темно-синее платье-комбинацию из первой коллекции Джона Гальяно для Dior было смелым решением.
Dior в кино